Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого

Терменвокс Страдивари

Сохранились ли инструменты каких-то особых статей? Условный «терменвокс Страдивари»? Или есть «люксовые» модели из ценных пород дерева с драгоценным декором?

Определены любимые музыканты россиян

Петр Термен: Что касается декора — инкрустировать терменвокс дело нехитрое. А вот с качеством звучания все обстоит сложнее. Безусловно, модели работы Льва Сергеевича остаются эталонными. Концертных моделей Лев Сергеевич сделал не так много, обыкновенно они создавались для конкретных исполнителей — например, знаменитый в профессиональных кругах «сентябрьский» терменвокс, созданный в 1938 г. для Люси Бигелоу Розен, считается лучшим терменвоксом, существующим на Западе. В России несколько моделей было создано Львом Сергеевичем для себя и дочери Натальи. Сейчас нет каких-либо более-менее приемлемых эквивалентов среди современных моделей.

Меня часто спрашивают — неужели так сложно собрать хороший терменвокс? Ведь сейчас хватает электронщиков, да и сама электроника шагает вперед невероятными темпами. Я привожу такой пример: предположим, у нас есть замечательный мастер по дереву, делает сложные и красивые вещи, но этого недостаточно, чтобы создать скрипку Страдивари или даже просто хорошую скрипку. В случае с терменвоксом то же самое.

Легенды и мифы семьи Термен

Однако вернемся к семейной истории. Трудно поверить, что личность Льва Термена, достаточно легендарная в отечественной истории, не оставила после себя фамильных преданий.

Петр Термен: Знаете, когда задают такие вопросы, все предания моментально выветриваются из головы — если только нет пары «домашних заготовок». Бабушка Наталья Львовна рассказывала, что прадед с легкостью поднимал на одной руке табуретку с ее мамой — было такое маленькое представление. А еще вспоминают, что Лев Сергеевич спокойно засовывал два пальца в розетку — и ничего. Правда, проверять наследственность таким оригинальным способом я не готов.

Что же касается истории семьи, наш род берет начало во Франции XVI века. В Петербург Термены впервые попали при Екатерине Второй, это были братья Theremin, ювелир и эмальер, некоторые их работы можно встретить в Эрмитаже и Лувре.

Известно, что Лев Термен был выдающимся изобретателем в самых разных сферах. Разрабатывал системы сигнализации, беспилотные летательные аппараты, подслушивающие устройства — чего стоит эндовибратор в декоративном панно, которое подарили пионеры посольству США в Москве. Несколько лет это панно без элементов питания и электроники прослушивало разговоры ничего не подозревающих американцев. Кем все-таки Лев Сергеевич считал себя — изобретателем или музыкантом?

Умер автор музыки к фильмам Тарантино и «Тихому Дону»

Петр Термен: Причем разгадали ту историю с панно даже не американцы, а британские спецслужбы. Фактически это был первый в мире пассивный радиопередатчик, поэтому Льва Термена называют пионером радиометок, которые сейчас повсеместно используются. Лев Сергеевич не позиционировал себя как музыкант, хотя в его игре на терменвоксе чувствуется большая музыкальная культура. Но, конечно, в первую очередь Лев Термен — гений.

К тому же помимо терменвокса он приложил руку и к другим инструментам.

Петр Термен: Лев Сергеевич создал целый ряд музыкальных инструментов. Уже в 20-е годы был создан клавишный гармониум — фактически полифонический синтезатор, который уже в то время был достаточно компактным и портативным. Также он сконструировал терменклавиатуру — одноголосный синтезатор, способный имитировать тембр разных музыкальных инструментов. Была и терменвиолончель, и Ритмикон — ритм-машина, которую он создал в соавторстве с американским авангардным композитором Генри Кауэллом, можно сказать, первый секвенсор. На этом список не заканчивается, однако именно терменвокс для Льва Сергеевича всегда был самым любимым инструментом, и, мне кажется, за ним самое большое будущее.

И все-таки правда ли, что Лев Термен не хотел возвращаться в СССР, поэтому советские спецслужбы его попросту выкрали?

Петр Термен: Ну, учитывая, что он увез с собой на родину три тонны оборудования, это представляется маловероятным. Лев Сергеевич не планировал оставаться в Америке навсегда, он не менял гражданство. Конечно, 1938 год был нелучшим временем, чтобы вернуться в Россию, но историю не изменить.

Лев Термен не позиционировал себя как музыкант. В первую очередь Лев Сергеевич был гением. Фото: РИА Новости

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Схема и ее особенности.

Схема нашего «терменвокса» изображена на рис. 1. Как мы видим, здесь имеются четыре лампы: первые две являются генераторными, третья – детекторной, а четвертая усиливает колебания низкой частоты.

Рис. 1. Принципиальная схема.

По существу можно было ограничиться одной лампой в генераторной части. Действительно, поставив простой одноламповый приемник о обратной связью, мы при увеличении генерации получили бы известные всем любителям биения в виде свиста (сложение колебаний принимаемой станции и приемника). Вращая конденсатор, мы можем менять высоту свиста, т. е. играть. Но это, конечно, не годится для вашего случая, так как при отсутствии работающих станций молчал бы и наш инструмент, что неудобно. Кроме того, почти невозможно получить чистые низкие ноты.

Можно далее поставить не два генераторных контура, а один генератор-детектор (т. е. обычный приемник с обратной связью) и дополнительный гетеродин наподобие классического супергетеродина. Однако и такой способ несколько ухудшает результаты, как показала практика, и потому приходится ставить 2 отдельные лампы. Лица, имеющие нормальный аудион (ламповый детектор) о усилителем низкой частоты, могут для получения «терменвокса» добавить лишь два генератора.

Как изменять настройку контура? Употреблять для этой цели переменный конденсатор нерационально. Так как здесь требуется весьма незначительное изменение емкости, то уже достаточно ощутительно влияет приближение руки играющего (вспомним наэкранированный регенератор, где приближение руки к конденсатору меняет настройку).

Для этой цели от сетки второго генератора выведена небольшая антенна (медный прут); приближая и удаляя правую руку, мы меняем высоту музыкальной ноты.

Рис. 2.

Труднее обстоит дело с изменением силы звука. У Термена изменение силы получалось путем приближения и удаления левой руки от проволочного круга, расположенного о левой стороны аппарата, т. е. менялась, по-видимому, емкостная связь между контурами. Однако изменение этой связи в контурах высокой частоты удавалось получать с трудом, так как всякое изменение в контуре одновременно отражалось и на силе и на высоте тона. Другой путь, а именно изменение силы в усилителе низкой частоты, оказался более удачным. Здесь пока нами применяются три способа. По первому – перед сеткой четвертой лампы включается переменный конденсатор с максимальной емкостью в 100–150 см и с минимальной начальной емкостью (рис. 2). Изменение емкости отзывается резво и на изменении силы звука. Практически такой конденсатор составляется из 2 небольших металлических плоскостей, находящихся снаружи приемника; одна неподвижна, а вторая поставлена на эбонитовую ручку, соединена гибким шнуром с сеткой и держится в левой руке. Изменение силы достигается путем сближения пластин. Так как иногда при этом слышны шумы, можно сетку соединить с накалом сопротивлением в 1–2 мегома.

По второму способу в провод, соединяющий репродуктор с анодом лампы, включается изменяющееся сопротивление (максимум 1 000 000 ом). Сопротивление можно сделать из бумажной полоски, хорошо натертой карандашом, по которой ходит ползунок, лучше всего вверх и вниз (вниз – максимальная сила звука, вверх – тихо).

Наконец, в известной степени силу звука можно регулировать изменением накала лампы усилителя низкой частоты (необходим отдельный реостат).

Для упрощения конструкции описываемая в настоящей статье схема выполнена без приспособления, изменяющего силу звука.

Внутренний вид терменвокса.

Как звучит этот инструмент?

Журналисты сразу же поспешили поинтересоваться у создателей пьезоэлектрической скрипки, как она будет звучать. На этот вопрос Эрик Голдемберг дал такой ответ: «Наше детище не предназначено только для выставок. У каждого из наших оригинальных инструментов сохранена функциональная и эргономическая структура. Например, скрипка. Ее звук будет очень похож на то, что вы ожидаете. Если хотите параллелей, то вспомните отличия между шестиструнной и электрической гитарами».

Фантазии музыкантов и архитекторов простираются далеко за пределы агрессивных научно-фантастических открытий. Кому-то может показаться, что пьезоэлектрической скрипке не место в симфоническом концертном зале. Но она является частью древней традиции создания необычных музыкальных инструментов. Представители этой линейки всегда балансировали на грани науки и фантастики, музыки и магии. Перед вами некоторые из самых интригующих предшественников пьезоэлектрической скрипки.

Терменвокс своими руками

В статье рассказывается о необычное музыкальное устройство, которое можно собрать буквально за один вечер. Этот электромузыкальный инструмент является неким аналогом оригинального Терменвокса изобретенного в 1920 году русским ученым и музыкантом Львом Терменом, собственно от его имени устройство и получило свое название.

Детали и элементы необходимые для создания устройства:-микросхема 555-динамик-аудиовыход -фотоэлемент-реле для регулировки громкости звука-макетная печатная плата

Описание принципа работы и создания устройства:

В оригинальной модели терменвокса изменение звука происходит за счет изменения емкости колебательного контура. То есть в нем имеется две антенны, которые позволяют музыканту за счет изменения расстояния от антенн до своих рук управлять частотой и громкостью звука, получая, таким образом, различные мелодии. Поэтому для игры на оригинальной модели терменвокса необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, так как музыкант не касается инструмента и не может опираться на какие-либо фиксированные позиции, а полагается только на слух.

Модель терменвокса, о которой будет рассказано в этой статье, имеет упрощённый вид. В этой модели отсутствуют антенны, а вместо них в схему устройства установлен фотоэлемент. Таким образом, регулируя освещенность фотоэлемента, можно управлять изменять звучание устройства.Сложно назвать данное устройство настоящим терменвоксом, так как оно сильно упрощено, но все же довольно интересное. К тому же собрать такую музыкальную игрушку на фоторезисторе гораздо проще.

Для начала нужно достать все необходимые элементы для сборки подобного устройства. Этот терменвокс состоит из простейших элементов, которые можно купить в любом радиотехническом магазине, или даже достать из ненужных старых приборов вроде китайских магнитофонов и тому подобного. Хотя проще купить, так как все используемые элементы стоят достаточно дёшево.

Чтобы сборка устройства, а именно пайка была гораздо проще и удобнее, автор приобрел так же макетную печатную плату.

Таким образом, можно избежать самого длительного и нудного процесса в сборке этого устройства: рисовании и протравливании дорожек. К тому же это довольно длительный процесс и готовая макетная плата заметно ускорит возможность сборки терменвокса.

При создании данного устройства автор опирался на приведенную ниже схему, попутно внося небольшие модернизации для улучшения работы и вида устройства.

В качестве базового элемента устройства была использована 555-ая микросхема.

Таким образом, громкость устройства изменяется за чет установленного регулятора, а высота тона издаваемых звуков моделируется фоторезистором за счет изменения освещенности. То есть движением руки, закрывая или открывая свету доступ к фотоэлементу, происходит регуляция тона и подбор музыкальных мелодий.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

http://sdelaysam-svoimirukami.ru/548-termenvoks.htmlhttp://el-shema.ru/publ/kontroller/termenvoks_na_mikrokontrollere/9-1-0-433http://usamodelkina.ru/8095-termenvoks-svoimi-rukami.html

Варган

Первые варганы были найдены в Азии, а некоторые — и в Океании. Самому древнему варгану, найденному в руинах города Шимао уезда Шеньму в Китае в 2018 году, около 4 тысяч лет. Но это не значит, что этому типу инструмента только 4 тысячи лет, так как варганы делались из примитивных сплавов, легко ржавеющих в земле. За короткое время они полностью истлевали, и оставались только декоративные элементы из костей. Варган из Шимао же был сделан из кости, поэтому он так хорошо сохранился.

Кстати, у многих людей этот музыкальный инструмент, благодаря вестернам вроде «Долларовой трилогии» и музыке для этих фильмов, написанной Эннио Морриконе, ассоциируется с индейцами. Но на самом деле в Северную Америку варганы привезли только во времена колонизации в XVI–XVII веках. На них выменивали пушнину и другие интересные испанцам, британцам и французам товары. В Европе варган был распространён с XI по XIX век, а в России этот инструмент появился приблизительно в XIII веке.

Варган — это инструмент, из которого звук извлекается с помощью колеблющегося в проёме рамки язычка. Инструмент состоит из металлического язычка, закреплённого одним концом на металлическом каркасе, деки и крючка. Каркас служит для закрепления варгана перед зубами. Чтобы извлечь звук, нужно установить варган в ротовую полость, прижать к передним зубам и начать двигать пальцем по язычку. При этом между зубами должен оставаться промежуток, который позволит беспрепятственно проходить язычку варгана.

Варган всегда считался инструментом шаманов. Благодаря умелому изменению тембра, можно ввести человека даже в подобие транса, чем и пользовались многие северные народы, вызывая таким образом духов. Резонатором в данном инструменте служит не его конструкция, как, к примеру, в гитаре, а ротовая полость: изменяя положение рта и дыхание, можно достигать разного звукового спектра — от достаточно тонких звуков до «сочного» баса.

Если ты хочешь научиться играть на варгане, но не знаешь что выбрать, то можешь воспользоваться советами экспертов. К примеру, на сайте в разделе FAQ достаточно подробно описаны виды этого инструмента и то, какой звук из них можно извлечь. Кстати, у Обертон Про есть школа, где обучают игре на варгане. И если ты хочешь не просто дёргать язычок и прыгать вокруг костра, а извлекать ровный красивый звук, то стоит поучиться игре на этом инструменте.

XXI век: наследие

Модель Moog Etherwave. На таких нехитрых терменвоксах сейчас играет большинство исполнителей

Причудливый способ игры и сложная история терменвокса привели к тому, что в последние годы этот инструмент стал восприниматься как атрибут гик-культуры. Наверное, окончательно такой образ закрепился за ним после того, как в «Теории большого взрыва» с космическими звуками стал развлекаться Шелдон Купер. Инструмент обманчиво лёгок в освоении, но сотни роликов начинающих исполнителей на YouTube оставляют не лучшее впечатление. Найти преподавателя по терменвоксу почти невозможно, а разработать собственную технику игры получается далеко не у каждого. Большинству энтузиастов по-прежнему хватает радости от того, что воздух умеет издавать звуки.

Легендарные создатели синтезаторов — Роберт Муг, Дэйв Смит, Томас Оберхайм и другие — в компании Льва Термена (Стэнфорд, 1991)

К счастью, в эпоху интернета разрозненные эксперименты терменвоксистов из разных стран постепенно перерастают в новый всплеск интереса к инструменту. В прошлом году отметился даже Google, отпраздновав день рождения Клары Рокмор, — 9 марта «Лебедь» Сен-Санса в её исполнении звучал на всех мониторах планеты. Постепенно появляется новое поколение выступающих исполнителей, которые пытаются использовать терменвокс именно как мелодический инструмент. При этом в Америке чаще вдохновляются эпохой Хоффмана, а в Европе некоторые склоняются к «классической школе»: так, голландцы подумывают о включении терменвокса в консерваторскую программу, а в России дело изобретателя продолжает его правнук Пётр Термен, основавший «Школу терменвокса» и ежегодный фестиваль «Терменология». Большинство музыкантов сходится на том, что от американских, немецких и японских терменвоксов можно добиться весьма достойного звучания, хотя до планки концертных моделей 1920-х ещё только предстоит дотянуться.

Торвальд Йоргенсен — один из современных терменвоксистов, предпочитающих классический репертуар

* * *

Конечно, сейчас технологии позволяют «играть на воздухе» десятками разных способов. Довольно популярна лазерная арфа — инструмент, при игре на котором музыкант перекрывает руками лучи света. Существуют целые костюмы с датчиками, подобно терпситону, реагирующие на любое движение. Однако все подобные инструменты вызывают один и тот же вопрос: когда аттракцион приестся, что останется от музыки? Похоже, простая конструкция вековой давности оказалась идеальным сочетанием классики и современности. Остаётся только заново освоить искусство игры, которое едва не потерялось за какую-то сотню лет.

Терменвокс возвращается в XXI веке (играет Пётр, правнук Льва Термена)

Данные схемы.

Оба генератора по существу, представляют собою два приемника с обратной связью, без гридлика. Данные схемы (рис. 1) следующие.

Лампы–«Микро».

Катушки: L1, L2, L4, L5 – по 25 витков звонковой проволоки на картонном пропарафинированном остове в 100 мм диаметром.

Катушки L1, L2 и L4, L5 намотаны попарно на отдельных остовах. Расстояние каждой катушки друг от друга на общем остове – 15 мм. Намотка производится в одном направлении.

Рис. 3.

Катушки L3 и L6 мотаются в отдельности на остовах в 85 мм диаметром, по 15 витков из той же проволоки (см. рис. 3).

Катушка L3 вставляется в остов, на котором намотаны катушки L1 и L2, а катушка L6 – во второй остов. Между внутренними и внешними остовами вставляются куски пробки, чтобы катушки держались достаточно крепко. Обе малые катушки должны войти, примерно, в уровень с анодными катушками генераторов.

Данные гридлика детекторной лампы – обычные – С3 от 100 до 300 см и R1 от 1 до 2 мегом (между прочим, в зависимости от величины сопротивления R1 меняется тембр звука).

Трансформатор низкой частоты должен быть хорошего качества, чтобы получилось равномерное усиление тонов различной высоты; с художественной точки зрения лучше было поставить 2–3 лампы с усилением на сопротивлениях.

Направление витков в анодных катушках должно идти в противоположную сторону, чем в сеточных. Поэтому при сборке приходится пробовать различные способы соединений, при которых интенсивнее возникает генерация. Также не вполне безразличен способ включения катушек связи L3 и L6 и способ соединения их концов, что находится на практике.

Конденсатор С2 взят завода «Радио» в 350 см. Конденсатор С1 емкостью в 500 см мастерской «Металлист» с верньерной ручкой той же мастерской. Однако такой ручки оказывается обычно недостаточно, поэтому в аппарате поставлена очень маленькая добавочная пластина с длинной ручкой. Эта пластинка образует с корпусом конденсатора С1 емкость в 5–10 см. Этой добавочной пластиной легко можно отрегулировать частоту биений перед началом игры.

Разновидности терменвокса

Классический терменвокс

Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом. При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.

Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов:

  • терменвокс для Клары Рокмор — одной из первых учениц Льва Термена;
  • терменвокс для Люси Розен (англ.);
  • терменвокс для Натальи Термен — дочери изобретателя;
  • два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры, находящегося в Москве.

Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания — с 1954 года.

Терменвокс системы Ковальского

Терменвокс системы Ковальского — терменвокс, сконструированный Константином Иоилевичем Ковальским — первым исполнителем и учеником Льва Термена. При игре на подобном инструменте высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Исполнители — Ольга Миланич, Пётр Термен (правнук Льва Термена, изобретателя терменвокса).

Матрёмин

Матрёмин — музыкальный инструмент, созданный в Японии в 1999 году Масами Такэути — руководителем школы игры на терменвоксе. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой громкости, спрятанный в корпус матрёшки. При игре на инструменте частота звука изменяется при удалении и приближении руки к матрёшке. Исполнители на матрёмине собираются в большие ансамбли — до 270 человек.

Виртуальный терменвокс

Виртуальный терменвокс — виртуальный аналог терменвокса в виде программы для смартфона или КПК, оборудованного сенсорным экраном. Программа рисует на экране прямоугольную систему координат с частотой звука на одной оси и громкостью звука на другой; при касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания, преобразует координаты в частоту и громкость в соответствии с отображаемой на экране системой координат и воспроизводит звук определённых частоты и громкости; так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана может меняться высота звука, а при движении по вертикали — громкость звука. Например, программа «SunVox» российского программиста Александра Золотова реализует виртуальный терменвокс как дополнительную функцию для быстрой проверки фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране; но использовать этот инструмент в создаваемой программой композиции нельзя).[источник не указан 385 дней]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector